2015-11-27

"Спецназ" из Минска времён "лихих 1990-х"

Во времена СССР государство жёстко контролировало издательства и типографии. Нельзя было "просто взять и издать книгу": согласования, документы, комиссии, договора. Всё это касалось и бумажных моделей. Чуть проще было работать с периодическими изданиями, поэтому основная часть советских бумажных моделей - публикации в журналах ("Для умелых рук", "Мурзилка"). Издательские кооперативы и артели существовали, но их продукция была малотиражной.

С началом "Перестройки" (1985 год) кооперативное движение бурно пошло в рост, это отразилось и на ассортименте бумажных моделей. После распада СССР в 1991 году республики страны разбежались по своим углам и выживали кто как мог. Издательства, типографии, кооперативы и студии росли и множились...

В Минске времён "лихих 90-х" бумажным моделированием занялся К.М.Гордеев - талантливый художник и разработчик бумажных моделей. Пилотным выпуском серии публикаций "Полигон" - "Сделай сам" стала книга-конструктор "Спецназ" (1994), рассказывающая о спецподразделениях СССР и показывающая их оборудование и оснащение на примерах. В брошюру вошли развёртки вертолёта Ми-28 (масштаб 1:75), бронемашины БМД-2 (масштаб 1:35) и настольной игры "Спецназ" с красивым большим игровым полем и игровыми фишками - плоскими бумажными фигурками десантников. Издание было рассчитано на подростков, однако бумажные модели в нём хорошего качества и небезынтересны даже сейчас.


Уровень полиграфии был заметно выше многочисленных в то время "контурных" изданий и печати в 2-3 краски, тираж брошюры впечатлял - 50 000 экземпляров. Издание было зарегистрировано под номерами ISBN 985-6197-02-3 (номер издательства ПКИФ "Делиз") и ISBN 985-6155-05-3 (номер издателя К.М.Гордеева). Странно, что до наших дней сохранились единичные экземпляры этого издания: можно предположить, что оно воспринималось покупателями не как книга, а как игрушка. Между тем, бумажные модели Гордеева часто продавались в магазинах и киосках Минска, и горожане их хорошо помнят.

У меня в коллекции есть это издание - книга-конструктор "Спецназ", в хорошем состоянии (только проволочные скрепки проржавели почему-то, оставили пятна на бумаге и были заменены). Я отсканировал и обработал брошюру, заново сверстал страницы в документ Adobe Acrbat. Кроме того, по просьбе друга-моделиста (как ни странно, других бумажных моделей боевой машины десанта БМД-2 в природе не существует) я перевёл модель в масштаб 1/50.

Обложка брошюры, её обратная сторона, примеры развёрток и "склеенное" в единое полотно игровое поле (внимание, файл очень большой!):




 



5 комментариев:

  1. Здравствуйте! Может и "Космодром" с "Автодром" у вас есть? Ищу лет десять уже

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня из неопубликованного - только хорошие сканы Т-72 (2-я брошюра после "Пантеры", которую я опубликовал).
      "Космодом" и "Автодом" сам хотел бы найти, в хорошем качестве, но пока есть только обложки (Вам на Пикабу их вроде дали).

      Обе брошюры вроде бы есть в Национальной библиотеке Беларуси (https://www.nlb.by/), но вживую я их не видел. Выходные данные:
      Автодром : Книга-конструктор : [Для мл. и сред. шк. возраста / Авт. текста Л. В. Коновалов, К. М. Гордеев ; Разраб. моделей А. Бушкин ; Худож. К. М. Гордеев] Мн. : ПКИФ "Делиз", 1993
      Космодром : Книга-конструктор : [Для мл. и сред. шк. возраста / Авт. текста П. Орловский и др. ; Разраб. моделей, игры, комиксов П. Орловский ; Худож. К. Гордеев] Мн. : ПКИФ "Делиз", 1994

      Удалить
    2. И тут ещё ведут поиск http://www.boardgamer.ru/forum/index.php?topic=15429.new;topicseen#new
      Я в том числе. Нашелся один человек, у которого есть "Автодром", но цена которую он попросил очень высока

      Удалить
  2. Анонимный6/17/2021 06:50:00 PM

    Я здесь, чтобы поделиться свидетельством того, что для меня сделала хорошая надежная кредитная компания, я из России, и я прекрасная мать троих детей. Я потеряла свои средства, пытаясь получить кредит на расширение моей компании вечнозеленой группы это было так тяжело для меня и моих детей, что я пошел в Интернет, чтобы получить помощь по ссуде, вся надежда была потеряна до тех пор, пока в один роковой день я не встретил своего друга, который недавно получил ссуду от очень честного человека, мистера Бенджамина. она познакомила меня с этим честным кредитным специалистом, г-ном. Бенджамин, который помог мне получить ссуду в течение 5 рабочих дней, я навсегда буду благодарен мистеру Бенджамину за то, что он помог мне снова встать на ноги. вы можете связаться с мистером Бенджамином по электронной почте: 247officedept@gmail.com они не знают, что я делаю это для них, но мне просто нужно это сделать, потому что есть много людей, которые нуждаются в помощи по кредиту, пожалуйста, приходите этот честный человек, и вы тоже можете быть в безопасности .whatsapp: (+ 1 989-394-3740)

    ОтветитьУдалить